Головные боли у детей        04 февраля 2018        285         0

Головная боль напряжения у детей и подростков

Головная боль напряжения у детей и подростков

С головными болями ребенок может столкнуться практически в любом возрасте, даже в младенчестве. И с ростом болезнь поражает большее количество детей.

Международная статистика свидетельствует, что если до трех лет головными болями той или иной частоты  страдают  от 5 до 8% детей, то в возрасте от 3 до 5 лет – уже 20% детей. С 5 до 7 лет головная боль встречается у  40-50% детей. А с 7 до 15 лет головными болями страдают уже от 50 до 80% подростков. В разных исследованиях данный тип головной боли встречается у30 – 70%  детей.

Пик головных болей приходится на подростковый возраст. Ребенок растет и организм не успевает адаптироваться к возрастающими учебными нагрузками. Главным триггером головной боли в данный момент становятся чрезмерные образовательные нагрузки на ребенка и давление родителей.

Симптомы головной боли напряжения

  • Боль умеренная, ноющая.

Что важно, ребенок может при этом играть, учиться, бегать, прыгать, смотреть телевизор и т.д. По описаниям детей голова «то болит то не болит», что связано с изменением интенсивности боли в течение дня. Ребенок может заиграться забыть ненадолго о боли, потом в состоянии покоя вновь вспомнить о ней. Боль не усиливается от  движений. Однако у 11% детей наблюдается некоторое усиление боли при физических нагрузках.

  • Боль располагается чаще всего в области лба, висков.

Именно эти места ребёнок покажет, если его спросить, где болит. Но постепенно боль распространяется на всю голову и тогда ребенок не может показать точно место на голове, где чувствует боль или показывает сразу несколько мест, или показывает разные места в течение дня. По наблюдениям педиатров, у 80% детей головные боли напряжения двусторонние.

  • Боль в определенное время.

Чаще всего боль у детей проявляется днем, после 2-3 урока и продолжается до вечера. Может возникнуть утром, если началась накануне вечером.

  • Часто головная боль сопровождается напряжением мышц шеи и предплечий.

Если большими пальцами рук надавить на эти области ребенок будет испытывать боль и дискомфорт.

  • Ребенок может испытывать свето-или звукобоязнь.

Что-то одно из этого. У детей это выражается в жалобах на шум: «дети бегают, кричат все время в саду», желании уединится в место, где нет телевизора, радио и людей. Частое прикладывание ладоней к глазам, желание зарыться лицом в одеяло или подол, ладони мамы.

  • Наблюдается вялость, отсутствие или снижение аппетита.

Для точной постановки  точного диагноза необходимо наблюдение не только за симптомами, но и за частотой и продолжительностью приступов:

  • нечастая эпизодическая ГБН: не более 1 раза в месяц.
  • частая эпизодическая ГБН: более одного, но не более 15 приступов в месяц.
  • хроническая ГБН: более 15 приступов в месяц 3 месяца подряд.

Среди детей, испытывающих головную боль напряжения нечастыми приступами  страдают 21% детей, частыми  – 53%, хроническими – 15%. Остальные составляют группу с возможными головными болями напряжения.

Сам приступ может длиться от 30 минут до нескольких дней, но не менее 7 дней. Педиатры отмечают, что у 36% детей головные боли  напряжения длятся менее 30 минут и тогда ставят диагноз возможные головные боли напряжения.

Сопутствующие расстройства

Чаще всего родители обращают внимание не на непосредственные симптомы головной боли, а на сопутствующие  расстройства, которые могут проявляться как во время приступа, так и в межприступовые периоды. Некоторые расстройства так и вовсе списываются на особенности характера или так называемую «конституцию» ребенка.

У детей с ГБН часто наблюдается присутствие церебрастенического синдрома,что конечно же утяжеляет приступы головной боли.

Церебрастеническому синдрому свойственны повышенная утомляемость, плохая концентрация внимания, пассивность, медлительность в движениях и мышлении, низкое настроение, непереносимость даже небольших нервно-психических нагрузок.

Таким детям свойственна повышенная раздражительность, высокая капризность. Общее впечатление, что ребенку не хватает энергии и при этом он остро психологически реагирует на любые нагрузки, замечания, критику.

У детей с церебрастеническим синдромом к головной боли часто добавляются другие болевые синдромы, такие как боли в животе, боли в области сердца, боли в мышцах. Могут усилится вегетативные проявления, чаще всего это понижение давление и вызванное этим состояние холодных рук и ног.

Причиной церебрастенического синдрома чаще всего является кислородное голодание ребенка в период внутриутробного развития или родов. Реже это заболевание может быть вызвано инфекцией, черепно-мозговой травмой.

Дети с ГБН (головной болью напряжения) часто страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности. 

У 28% детей, испытывающих головную боль напряжения,  наблюдается этот синдром. У детей с данным синдромом наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, проблемы с обучением, эмоциональная нестабильность и практически изматывающая всех вокруг гиперактивность.

Причина нарушений все в тех же проблемах внутриутробного развития и родов. Надо сказать, что синдром дефицита внимания и гиперактивност часто является предшественником головных болей у детей и родителям детей с данным диагнозом следует обратить на это внимание и предотвратить появление головных болей у ребенка.

Однако все же существуют некоторые особенности характера ребенка, которые могут привести к головным болям напряжения. К появлению головных болей более склонны дети с неустойчивой эмоциональной сферой, склонностью к депрессиям, испытывающие чувство страха, тревоги, боязнью общения. Дети замкнутые, чрезмерно застенчивые. Излишне говорить, что у истоков  всех этих «детских» проблем стоят родители.

Между приступами головной боли напряжения дети могут жаловаться на боли в области сердца, в ногах, в животе. Возникают проблемы с дыханием, трудности с вздохом. Все эти проявления не постоянны, трудно уловимы для диагностики. При обследовании никаких патологических нарушений не выявляется.

У детей с головной болью напряжения практически всегда наблюдаются проблемы со сном. Ребенок либо не может заснуть, либо рано просыпается, либо несколько раз просыпается за ночь. После сна не чувствует бодрости, весь день хочет спать, а ночью опять же не может долго уснуть.

К сожалению, головная боль напряжения у детей, несмотря на то, что она составляет большую часть детских головных болей, изучена мало. В силу слабости ее клинических проявлений. Боль не сильная, «непонятно» где локализуется, ребенок играет, бегает.

Поэтому чаще всего родители либо не обращают внимания на эти жалобы ребенка, либо надеяться, что само пройдет, либо справляются сами, укладывая ребенка спать или давая анальгетик. Симптомы мигрени родителей пугают больше, поэтому и проблема детской мигрени изучена куда лучше.

Однако не стоит пренебрегать жалобами детей на головную боль напряжения. Как и у взрослых у детей весьма вероятен переход от нечастой ГБН – к частой, а затем и к мигрени. И каждый невролог знает, что проблемы взрослой головной боли начинаются в детстве.

Мигрень у детей

Мигрень – вторая по распространённости форма головной боли у детей. Примерно у 7-20% детей испытывающих головную боль диагностируется мигрень. При этом количество детей, кому поставили данный диагноз увеличивается постепенно с возрастом.

Если до 7 лет страдают мигренью примерно  2% детей. То с 7 лет до периода полового созревания, а это 12-13 лет у девочек и 13-14 у мальчиков,  мигрень встречается уже у 5% детей, к 18-20 годам уже у 15 % молодых людей.

При этом если в дошкольном периоде  мигрень поражает мальчиков чаще, чем девочек, то в период младшей школы их соотношение выравнивается. А в старших классах девочки с мигренью ужу значительно преобладают над мальчиками с тем же диагнозом.  Это преобладание сохраняется и в дальнейшем, во взрослой жизни.

У мальчиков обычно дебют мигрени происходит значительно раньше, чем у девочек. Если мальчики впервые сталкиваются с мигренью с аурой в возрасте приблизительно 5 лет, а с мигренью без ауры – на пять лет позже. То девочки знакомятся с мигренью с аурой в возрасте 12 лет и с мигренью без ауры в возрасте 14 лет.

Трудность в том, что педиатрический детский мигрень по своей симптоматике отличается от взрослой мигрени.

Симптомы мигрени у детей

  • Головная боль довольно сильная. Ребенок не может играть, учится, заниматься чем-либо.
  • Боль чаще всего пульсирующая. Дети часто описывают ее «как будто голова взрывается». Боль распирающая, в отличие от ГБН где боль, напротив, сжимающая, давящая на голову.
  • До 8 лет боль двусторонняя, что мигрени не свойственно. У подростков – односторонняя. Стороны могут чередоваться в течении приступа.
  • При любых движениях головная боль усиливается. Поэтому ребенок старается не двигаться, а лечь.
  • Боль сопровождается тошнотой и рвотой.
  • Может одновременно у ребенка  возникнуть свето- и шумобоязнь.
  • Боль может сопровождаться аурой.

! Аура – набор неврологических симптомов: нарушение зрения, речи, одностороннее онемение и т.д.

Аура длится не менее 5 минут и не более 60 минут. После начала приступа все симптомы ауры проходят. У детей приступы мигрени часто проходят после сна.

Длительность приступа у детей до 15 лет обычно в пределах от 1  до 48 часов. В старшем возрасте от 30 минут до 72 часов. Приступов может быть несколько в год или несколько в месяц.

Мигрень с аурой

У детей  дошкольного возраста часто случаются предвестники мигрени, на которые родителям стоит обратить внимание:

  • Абдоминальная форма мигрени – это повторяющиеся боли в животе, преимущественно вокруг пупка и сопровождающиеся тошнотой, рвотой, отсутствием аппетита, диареей.
  • Доброкачественное пароксизмальное головокружение детского возраста – это внезапно появляющиеся и внезапно пропадающие приступы головокружения. Часто головокружению сопутствует рвота.
  • Циклические рвоты – это повторяющиеся приступы рвоты, рвотных эпизодов в приступе может быть до 4 в час.

Данные диагнозы подтверждаются после проведения комплексных обследований и иные патологии  исключены.

Подробнее о мигрени у детей.

Мигрень у детей

Хроническая ежедневная головная боль у детей и подростков

Медики используют фразу «хроническая ежедневная головная боль (ХЕГБ)» для определения случаев, когда мигрень и головная боль напряжения появляется чаще, чем пятнадцать дней в месяц.  То есть это практически ежедневная или почти ежедневная головная боль.

Дебютирует ХЕГБ  у детей, чаще всего в возрасте 8 -10 лет. У девочек встречается чаще, чем у мальчиков.  ХЕГБ представляет из себя чаще всего хронические формы первичных головных болей.

Первичная головная боль – самостоятельное заболевание, не являющееся симптомом иной болезни.

Среди видов хронической ежедневной головной боли лидирует хроническая мигрень (54% случаев). Следом идет новая ежедневная персистирующая головная боль (НЕПГБ) – 23%. Доля хронической головной боли напряжения  в составе ХЕГБ составляет – 20%. Все это входит в так называемую первичную ХГБН.

Однако вызвать хронические ежедневные головные боли могут и иные причины. Тогда болезнь называется вторичной ХЕГБ. Самой распространённой причиной  вторичной хронической ежедневной головной боли является лекарственный абузус.  Лекарственный абузус – это избыточное применение анальгетиков, что не снимает, а напротив, значительно усиливает головные боли, превращая их в хронические.

Подробнее о хронической ежедневной головной боли у детей.

Основные причины возникновения головных болей у детей

Головные боли у ребенка, обычно запускаются  триггерами (провоцирующими факторами), Набор этих триггеров и механизм воздействия каждого из них необходимо вычислить родителям и научится взаимодействовать или если это возможно избегать данные раздражители.

Это могут сделать  только родители и никакой врач в данном случае не поможет. Для определения набора индивидуальных, вызывающих головную боль факторов (триггеров)  необходимо тщательно вести Дневник головной боли ребенка.

Триггеры головной боли у детей

  • Стресс

Стресс является главным триггерным механизмом  для запуска головной боли напряжения и мигрени. Несмотря на то, что мы всячески пытаемся огородить наших детей от стресса, это получается не всегда. Основные источники стресса для ребенка – родители.

Это может быть ситуация развода, конфликтов родителей между собой, конфликтов родителей с ребенком. Психологическое давление родителей на ребенка, насилие. Спровоцировать стресс может и школа, когда ребенок не справляется с образовательной нагрузкой, у него не складываются отношения с учителем, со сверстниками.

В данном случае родителям необходимо разобраться с собой, межсупружескими отношениями, скорректировать цели и  методы воспитания, поменять школу или обратиться к психологу.

Объясните ребенку, что ему на протяжении жизни будут встречаться дестабилизирующие факторы и события и расскажите, как нужно с этими событиями справляться. Но прежде чем это объяснить ребенку, необходимо научится справляться со стрессами родителям самим. Поскольку не слова, а поведение родителей является главным воспитательным моментом в жизни ребенка.

  • Неправильная идентификация стресса

Детский стресс часто трудно определим. Маленькие дети не могут сказать и осознать, что они в состоянии стресса. У ребенка стресс может выражаться в изменении поведения, расстройствах сна, аппетита, капризности, не желании заниматься обычными делами, играть. Навык понимания своих чувств и эмоций очень важная часть взросления. Родителям важно научить ребенка распознавать свои чувства и уметь их контролировать. Опять же, если родители умеют это делать сами.

  • Неправильный распорядок дня

Попытки запихнуть миллион пунктов в план на день заканчиваются огромным давлением на ребенка из- за невозможности успеть все. Очень важно уделять время вещам, которые приносят ребенку удовольствие и которые взрослые, чаще всего, считают «пустой тратой времени».

Стоит найти баланс между факультативами, кружками, школой, домашними обязанностями и свободным временем, которое обязательно должно быть у ребенка.

  • Отсутствие права на ошибку

Головная боль сопутствует людям с огромными стремлениями быть успешными, несмотря на размытость самого этого понятия. Это так называемый «комплекс отличника». Когда человек пытается все в жизни сделать ровно на пять. Что разумеется невозможно.

Однако само стремление вызывает перманентное перенапряжение и постоянный стресс. Особенно это свойственно бедным детям, которых родители решили сделать отличниками. Родителям важно понимать самим и объяснить ребенку, что ошибки важная и необходимая часть жизни.

Мы так учимся жить, нарабатываем опыт. Именно в ошибках и их преодолении есть смысл процесса обучения и обретения жизненных смыслов. Не лишайте этого ребенка.

Если ребенок испытывает перед очередным испытанием напряжение и беспокойство, будет полезно проговорить с ним исход событий в теории. Что будет, если ребенок завалит тест? Что будет, если его не возьмут в спортивную команду? Если он не победит на соревновании?

Обсуждение этих вещей до того, как они произойдут, дадут ребенку заряд спокойствия и уверенности в себе.

  • Нерегулярное или нездоровое питание и питьевой режим

Правильное, регулярное и здоровое питание очень важно для здоровья детей в целом. Нарушения в процессе питания может вызвать головную боль. Головную боль  может вызвать и значительно  усилить чувство голода.

Поэтому очень важно, чтобы ребенок не пропускал приемы пищи и их было достаточно в течение дня. Важно также чтобы ребенок достаточно потреблял жидкости. Потеря жидкости, обезвоживание может вызвать головную боль.

Некоторые пищевые компоненты и продукты питания также являются провокатарами головной боли:

Кофеин. Кофеин влияет на людей  по-разному, но большое его количество в диете ребенка приводит к множеству проблем – головные боли не исключение. Кофеин содержится в шоколаде, газированных напитках (особенно к кока-коле) и непосредственно в кофе. Во избежание мигрени стоит ограничивать его потребление, особенно в возрасте до  семи лет.

Нитриты. Это соли азотистой кислоты. Содержаться в таких продуктах, как ветчина, салями, копченое мясо, горячо любимые детьми хот-доги.

Глутамат  натрия. Производная глутаминовой кислоты, всем известная вредная пищевая добавка Е621. Иногда на этикетках его также называют «усилитель вкуса».

Аспартам.Это искуственный подсластитель, пищевая добавка Е951. Сожержиться в жевательных резинках, йогуртах, конфетах. Внимательно читайте состав продуктов, которые даете детям.

Цитрусовые, бананы, изюм чернослив – могут в некоторых случаях провоцировать головную боль.

  • Нарушение режима сна

Полноценный здоровый ночной сон – очень важен для всех детей, в особенности тех, кто страдает головными болями. Ребенку нужно, как минимум, восемь или девять часов сна, для подростков может требоваться даже больше.

Место для сна лучше освободить от отвлекающих и возбуждающих ребенка факторов, таких как телефон, телевизор  или яркое освещение. Перед сном стоит избегать сидение за компьютером.

Также необходимо  отказаться от излишней активности перед сном. Лучше почитать с ребенком книгу, рассказать ему сказку, или погулять перед сном.

  • Чрезмерные физические нагрузки или недостаток движения

Ребенок должен двигаться ровно столько, сколько ему необходимо, сколько является комфортным для его организма. Гиподинамия в целом ухудшает состояние здоровья и может вызвать головную боль. Так и излишние физические нагрузки, нагрузки не по возрасту могут измотать детский организм и стать причиной многих болезней, не только головных болей.

  • Погодные условия

Спровоцировать приступ головной боли у ребенка может жара или холод, резкая смена температур, перемена климатических зон и часовых поясов. Необходимо следить, чтобы ребенок не переохлаждался и не потел, не перегревался на жаре. Зная такой триггер, как смена часовых и климатических поясов – подготовится к возможному приступу головной боли.

  • Овуляция и менструация

Гормональные изменения, начинающиеся у девочек-подростков, способны вызвать головную боль. Именно поэтому в старшем школьном возрасте девочки с головной болью начинают преобладать над мальчиками. В данном случае необходимо разобраться в каком непосредственно менструальном периоде возникает боль и когда она проходит.

Все о менструальной мигрени: >>>

  • Чрезмерное пребывание перед телевизором и компьютером

Что часто бывает удобно для родителей, так как ребенок занят и не мешает им. Однако для самого ребенка такое времяпровождение чрезвычайно вредно. И очень легко вызывает головную боль. Следует помнить, что время у компьютера и телевизора необходимо ограничить от 30 минут до 3 часов.

Чем ребенок меньше – тем меньше времени у телевизора и компьютера. Следует помнить, что прежде чем требовать данное ограничение от ребенка – необходимо его соблюдать самим родителям.

  • Загрязненный воздух, шум, резкие запахи, яркий свет

Диагностика головных болей у детей

В случаях с детской головной болью важным моментом является определить первичная или вторичная это головная боль.

! Первичная головная боль – самостоятельная болезнь. Вторичная головная боль – является симптомом других болезней и поражений тканей и органов.

Для постановки диагноза специалисту необходимо будет знать историю головных болей. Ваш доктор попросит вас и вашего ребенка подробно описать боль.

Где она возникает, как болит, когда возникает, когда проходит.  В этом случае очень помогает Дневник головной боли. Если у вас его нет, врач, скорее всего, попросит вас его завести.

Также педиатр проведет ряд физиологических тестов. Снимет рост, вес ребенка, обхват головы, измерит кровяное давление и пульс, посмотрит глаза, шею, голову, плечи и спину ребенка. Проведет  неврологические тесты, есть ли проблемы в движении, реакциях, координации и чувствительности.

Для определения первичных головных болей подробное описание приступов и их частоты –  это главное основание для постановки диагноза.

Так как в случаях с мигренью, головной болью напряжения, кластерных головных болей, хронических головных болей никакие обследования не покажут никаких отклонений, а потому и бесполезны для постановки диагноза.

Если же у врача есть сомнения, тогда, для исключения иных болезней, вызывающих головную боль, проводят  дополнительные обследования. Обязательно дополнительные обследования проводятся в случаях, если:

  • Головная боль сопровождается судорогами
  • Головные боли приводят к изменению походки, нарушению координации, нарушении сознания.
  • Присутствуют нарушения неврологического статуса: онемение конечностей, отсутствие чувствительности, глазодвигательные нарушение и пр.
  • В анамнезе болезни нет наследственного фактора. То есть ребенок единственный из семьи у кого появились головные боли.
  • Головная боль появилась в первый раз и сразу сильной интенсивности.

Среди дополнительных исследований можно выделить:

Компьютерная томография (КТ). Этот  метод позволит увидеть головной мозг ребенка и исключить  опухоли, инфекции и другие органические поражения головного мозга.

Магнито –резонансная томография (МРТ). Обычно проводят при подозрении на аневризму (расширение стенки артерии или вены)  или артериовенозную мальформацию (патологическое переплетение вен и артерий). В данном случае также проводят магнитно-резонансную ангиографию (МР-ангиография) сосудов головного мозга.

ЭЭГ (Электроэнцефалограмма) – проводят для исключения развития эпилепсии. Обычно назначается при нетипичной симптоматики мигренозных приступов или при возникновении мигренозной ауры после которой не приходит головная боль.

Для определения различий между видами первичной головной боли, а также назначения терапии первичных головных болей метод электроэнцефалограммы абсолютно бесполезен.

Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) – исследование позволяет оценить состояние сосудистого тонуса и исключить сосудистые аномалии. В целом у детей сосудистые изменения невозможно связать с тем или иным типом головной боли. По большей части нарушения мозгового кровотока выявленного при УЗДГ могут быть очень сугубо индивидуальными предрасполагающими факторами к возникновению головной боли, но никак не определяющим данное заболевание.

Люмбальная пункция проводится для диагностики бактериального или лимфотического менингита, который может вызывать детские головные боли. Пункция (прокол) необходима, чтобы взять спинномозговую жидкость на анализ.

Офтальмологическое исследование – обязательное обследование при возникновении головных болей напряжения. Проводится, чтобы исключить зрительные патологии. Например, как зрительное перенапряжение или спазм аккомодации, возникающих если ребенок проводит много времени у компьютера или телевизора.

Анализ крови – проводят для исключения анемии и воспалительных процессов в организме.

Лечение головных болей у детей

Лечение головных болей у детей и подростков сводится к двум важным терапевтическим моментам. Это купирование приступа боли и межприступовое лечение, направленное на предотвращение острых приступов, ослабление их силы и сокращения количества

Купирование приступа

Купирование приступа головной боли  проводится только медикоментозными методами, то есть с помощью лекарств. Медикаментозная терапия состоит из препаратов нескольких групп:

  • Анальгетики

Обезболивающие препараты отпускаемые без рецепта. Детям чаще всего дают парацетамол (10 мг на 1 кг массы тела, но не более 60 мг на килограмм массы тела в сутки).

Надо сказать, что парацетамол обладает токсическим действием на печень, что делает его прием небезопасным.

Анальгетики принимаются сразу в момент появления боли и ими нельзя злоупотреблять, именно в результате их бесконтрольного приема образуется лекарственная (абузусная) головная боль, которую не «берет» ни одно лекарство. Анальгетики принимают при эпизодической головной боли напряжения. При частой ГБН и хронической головной боли их прием не только бесполезен, но и опасен.

  • Нестероидные противовоспалительные препараты

Обладают не только обезболивающим, но и противовоспалительным  эффектом.  Обычно применяются для лечения мигрени в самом ее дебюте. Это так называемая первая ступень фармтерапии этого заболевания. Часто применяются вместе с противорвотными препаратами.

Для детей после 12 лет это может быть Церукал 10 мг. однократно и через полчаса-час также разово Напроксен, Ибупрофен, Фенацетин или другие препараты данной группы. По старой терапевтической практике могут назначить Аспирин.

Однако его безопасность крайне сомнительна. Детям младше 12 лет его и вовсе принимать нельзя, так как он может дать осложнения на фоне протекающих вирусных инфекций. А у детей старше 12 лет может привести к синдрому Рейе.

В целом научно доказательная база безопасности препаратов данной группы на детей весьма слаба и это следует учитывать. Обычно детям из данной группы препаратов назначают самый менее токсичный из них – Ибупрофен.

  • Триптаны

На сегодняшний день самые эффективные лекарственные средства по борьбе с головной болью. В России это обычно суматриптан и их прием разрешен только с 18 лет, в США – с 12 лет. Те редкие исследования, которые проводились по лечению детских головных болей,  показали, что эффективность приема триптанов для лечения детской мигрени сопоставима с приемом Ибупрофена. Поэтому детям в нашей стране обычно назначают Ибупрофен.

  • Антидепрессанты

Основные лекарственные препараты профилактической фазы лечения головной боли между приступами. Что говорит о том, насколько головная боль у детей связана с наличием психотравматических факторов в жизни ребенка. Обычно назначают Амитриптилин. Хороший эффект дает прием Мелатонина.

В лечении детских головных болей важное место занимают немедикаментозные методы лечения.

  • Психотерапия

Стресс – лежит в основе детской головной боли. Задача психотерапии во заключается в том, чтобы правильно идентифицировать состояние ребенка и научить ребенка работать со стрессом, с напряжением.

  • Релаксация

В силу детского возраста не все техники релаксации подходят детям. Возможно использование метода осознанной медитации. Он показан детям из-за недолгого времени сеанса и несложности выполнения. Ребенок садиться на стул в тихом помещении с мягким освещением и в течении 20 минут фиксируется на своем дыхании, то есть старается держать внимание на движениях груди и живота в такте вдох-выдох.

  • Биологическая обратная связь

Данная терапия учит ребенка контролировать тело таким образом, чтобы головная боль уходила. Во время сессий терапии ребенок подключен к компьютеру, который дает обратный отклик на разные действия тела, такие как мускульное напряжение, кровяное давление и частота сердцебиения.

  • Когнитивно – поведенческая терапия

Эта терапия научить ребенка отслеживать головную боль и ослаблять ее. Во время этой терапии психолог предлагает смотреть на события в жизни с более позитивным уклоном.

Также лучше подходит для детей постарше, от 10 лет и больше. Головная боль у ребенка 5 лет и младше лечится с помощью визуализации стресса или страхов при использовании рисования и дальнейшего уничтожения изображения. Данная процедура призвана уменьшать психо -соматическую составляющую боли.

  • Режим сна

У ребенка должен быть единожды налаженный и не прерываемый режим сна и бодрствования. Сон не менее 8-10 часов. Ребенок должен быть в кровати не позже 10 часов вечера.

  • Массаж

Массаж снимает мышечное напряжение и тем уменьшает влияние стресса на организм. Вместе с улучшением кровообращения, которому способствует массаж, это все дает положительное влияние на уменьшение частоты и силы приступов головной боли. p

  • Акупунктура

Для детей применяются особо тонкие иглы, чтобы не причинять сильный дискомфорт ребенку. Обычно небольшое неудобство ребенок испытывает в момент установки иглы, но быстро присутствие иглы становится незаметным.

Автор: Енякина Олеся Михайловна, детский невролог , педиатр 1 категории.
«Головную боль у детей, чаще всего, можно вылечить режимом дня, доброжелательной обстановкой в доме и ограничением нагрузок».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поиск по сайту
Узнайте симптомы мигрени за 5 минут!
Классическая мигрень признаки
Как понять, что у вас мигрень с аурой?
Мигрень с аурой
Признаки менструальной мигрени
Менструальная мигрень симптомы
Мигрень у детей – как определить?
Мигрень у детей
Присоединяйтесь к нам В Контакте
Как понять, есть ли у вас мигрень?